S_Kocherina (svetorana) wrote in premiera_fest,
S_Kocherina
svetorana
premiera_fest

Categories:

«Маленькая премьера»: И. Горюнова «Фамилия»


Действующие лица:

Девочка Ира Богомолова – второклассница, восемь лет. Худенькая, волосы забраны сзади в хвост.
Лариса Никитична - её бабушка, пятьдесят лет. Обычного телосложения, с короткой стрижкой, интеллигентного вида, опрятная.
Учительница Алла Аркадьевна, шестьдесят лет. Чуть полноватая, в костюме болотного цвета. Седые волосы спрятаны в пучок.

Действие происходит в классе обычной средней школы. За столом сидит учительница. На столе куча тетрадей в две стопки, ручки, карандаши, недоеденный бутерброд с сыром и чашка с остывшим чаем, несколько потрепанных учебников, отнятая у кого-то рогатка, длинная деревянная линейка, кусок мела. Напротив учительницы, рядом с первой партой стоит бабушка и смотрит на Аллу Аркадьевну. Ира сидит в другом ряду на второй парте, сгорбившись, и что-то рисует в тетради, сжав губы, сосредоточенно, но напряженно прислушивается к разговору. Делает вид, что ее это не касается совершенно.

БАБУШКА. Алла Аркадьевна, Ирочка мне всё рассказала. Вам не кажется, что это непедагогично, так поступать с детьми и поощрять такие насмешки и пересуды? Это же ребенок!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. О чем вы говорите, Лариса Никитична? По-моему, ничего такого сегодня не произошло.

БАБУШКА. Ну, как же не произошло? Один из ваших учеников, кажется Вадим, не помню фамилию, принес на урок засушенное насекомое, богомола и стал его всем показывать.

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. Ну и что в этом такого? Отец Вадима Смирнова (подчеркивает интонацией фамилию) энтомолог, собирает коллекцию, и мальчик просто принес показать ребятам насекомое и энциклопедию. Это хорошо, развивает любознательность у детей, помогает познавать окружающий мир.

БАБУШКА. Уважаемая Алла Аркадьевна! Вы, как педагог с большим стажем, не можете не понимать, чем был вызван поступок мальчика – желанием посмеяться над Ирочкой, унизить ее. Зная, что ее фамилия Богомолова, не трудно было бы это предположить! Ирочка, скажи, Алле Аркадьевне, почему Вадик так сделал!

ИРА (чуть слышно). Мы накануне подрались с ним на горке из-за картонки… Я ее первая нашла. Он отнимал, я не отдала… Мама ругается, когда я на попе катаюсь. Говорит, протрешь дыру, поставлю в угол… Вот…

БАБУШКА. Вот видите!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (бабушке). Ничего не вижу. Это ничего не доказывает, поверьте.
(К Ире). Ира, скажи мне честно, ведь он тебя никак не обзывал? Не толкал, не ударил?

ИРА. Нет. (Про себя. В сторону). Он дурак. Но умный. Отомстил, называется. Тоже мне товарищ. И насекомое это противное, жуть. Смотреть страшно. Что я на этого богомола похожа, что ли? И Алла Аркадьевна придуривается, она же всё понимает. По глазам вижу. Только бы не заплакать. Вот, сейчас не надо, а! (Сжимает руку с карандашом в кулак так, что он ломается).

БАБУШКА. Нет! Ну, неужели вы не понимаете, что обидеть человека можно по-разному! Тем более, что инцидент этим не закончился! (косится на внучку).

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. Да? Разве случилось что-то еще? Я не в курсе.

БАБУШКА. Давайте не при ребенке.

АЛЛА АРКАДЬЕВНА. Ира. Выйди из класса. Пойди в коридор, погуляй.

ИРА. (про себя). Можно подумать, я не знаю, о чем вы будете разговаривать. Ладно, я буду подслушивать у двери. Надо же узнать правду. И почему взрослые так любят врать? У них при этом глаза делаются такие большие и лживые, они этого не видят. И говорят они так приторно сладко, что, кажется, будто в тебя влили банку с медом и сейчас стошнит.

Ира молча встает и медленно выходит из класса. Не оглядываясь .

БАБУШКА (подождав, когда за внучкой закроется дверь). Мало того, что Ирочку потом все дразнили «богомол обыкновенный» на перемене, она еще пришла домой вся в слезах. Сложилась достаточно щекотливая ситуация. Вы же знаете, что у девочки с родителями разные фамилии. Ира не знает, что ее папа ей неродной, что ее удочерили, когда она была маленькая. А теперь ее же одноклассники пытаются сказать ей об этом! Мы бы очень не хотели, чтобы она узнала правду. А вы не помогаете нам, а поощряете эту ситуацию!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (вскочив со стула и встав напротив Ларисы Никитичны). Ну, знаете ли, это уже слишком! Я вообще не понимаю, почему вы ввязываете меня в ваши семейные дела. Мне совершенно нет до них никакого дела! Разбирайтесь с этими вопросами сами! И потом, почему тогда сегодня в этом кабинете находитесь вы, ее бабушка, а не родители? Кто должен заниматься воспитанием ребенка и думать о его благополучии? Школа не может уследить за всем! Ирины родители вполне могли бы договориться между собой и, наконец, поменять ребенку фамилию, тем более, что отчим ее официально удочерил, а не сваливать ваши проблемы на мою голову. У меня и так вот куча дел. Одних тетрадей проверять шестьдесят штук! И семья у меня тоже есть!
А вы пытаетесь всю ответственность за случившееся переложить на мои плечи – не выйдет, Лариса Никитична!

БАБУШКА. Как вам не стыдно!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (возмущенно). Мне? Это мне должно быть стыдно?

БАБУШКА. Вам-вам, Алла Аркадьевна! Мы вчера Ирочку всю ночь не могли успокоить, так она рыдала! Ира подумала, что ее взяли из детского дома, и что она совсем никому не нужна, так что ее могут в любой момент сдать обратно! И как всё это, по-вашему, называется, а? Где ответственность за поступки? Где ваш авторитет? Я буду жаловаться директору школы, а если надо, дойду и до Министерства образования!

АЛЛА АРКАДЬЕВНА (наливаясь гневом). Идите! Только учтите, что вы сами виноваты! Надо было сразу думать о последствиях своих поступков и о ребенке. Вам надо отвести ее к психологу! Вместе с родителями! Вы, что, думаете, что вы одна у меня такая? Вон родители Ванечки Пименова погибли в автокатастрофе, его бабка с дедом воспитывают, тянут. Насколько их хватит? А у Лены Морозовой мать алкоголичка, отца же отроду не было. Девочка трудная, учится плохо, уже во втором классе прогуливает – бутылки собирает на улице, сдает их. Иногда милостыню клянчит. И так можно долго рассказывать. А вы тут меня попрекаете! Зятя своего попрекайте и дочь. Нечего из меня сволочь делать!

БАБУШКА. А никто из вас сволочь и не делает. Вас просто просят думать о последствиях и совершать педагогически выверенные действия. Вот и всё! И не надо мне давать советы, что и как мне делать и как поступать. Я уж сама как-нибудь разберусь. Я знаете, сколько всего в жизни прошла и увидала! Не вам чета, да! И горя хлебнула немало. Я просто хочу, чтобы моя внучка была счастлива и чтобы подобные инциденты больше не возникали! И на жалость мне тут не давите: тетради, дети – взялись за эту работу, так будьте добры, работайте. Так, как полагается!

Раздается стук в дверь. Потом она приоткрывается и в класс заходит Ира Богомолова.Она подходит к бабушке, дергает ее за руку и произносит :

ИРА. Бабушка, я всё поняла, не ссорьтесь. Пойдем домой. Я тебе нужна, да?!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments