?

Log in

No account? Create an account
Премьера PRO
международная драматургическая программа
Н. Коляда: о подтексте 
28th-Mar-2010 12:03 am
премьера.txt
Сегодня на занятии с драматургами пытался им объяснить, что такое подтекст и почему он так важен в театре. Это когда говорят одно, думают - другое, а делают - совсем противоположное.
Не знаю почему - таков закон театра.

Прочел им какой-то крошечный диалог двух женщин, который "прилетел и ударил" мне сегодня в голову, пока я ездил по разным делам на машине с утра до обеда. (Поскольку, так или иначе, всё равно думаю всегда о каких-то ситуациях жизненных, которые могли бы когда-нибудь как-то войти в какую-то пьесу, то таких обрывочных диалогов в записной книжке у меня много).

Представьте себе такую ситуацию: две женщины, сидят, говорят. Может быть, в квартире, может - где-то на лавочке у дома.
Сидят.
Скажем, одна - Вера, другая - Наташа.

" ... ВЕРА. Вот как выгнала его - начала икру ложками лопать сразу. Каждый день. Каждый Божий день - икру.
НАТАША. А когда ты его выгнала?
ВЕРА. Ну, когда выгнала - стала икру. Каждый день. И черную, и красную. Не жалею. Не варю себе, чего одной себе ужин варить, это ему я ужин варила, а себе - не варю. А куплю икры баночку или две - и ем. А вот раньше ему - не покупала.
НАТАША. Комары летают, холод, а комары. Это они из подвала, там сырость - поэтому.
ВЕРА. Икру куплю вот себе каждый день и ем. И так мне хорошо без него, как выгнала. Каждый день я - икру.

Плачет..."

Это очень смехатичный, грубый пример. Тут не очень продуман диалог, потому что не придуманы характеры, а просто - некий разговор про то, как ей, героине, сейчас хорошо, а тогда было плохо.
Но она - плачет.
Отчего, почему - не важно, это может выяснить далее в пьесе.

Ни в коем случае Наташа после этих слов Веры не может сказать в пьесе такой вот текст: "Чего ты плачешь?".

Наоборот. Она говорит что-то совсем на другую тему.

И тогда актерам есть что играть, есть в чем разбираться, у них возникает желание "рыться" в этом человеке: а почему плачет, а почему радуется? Значит, хорохорится, а на деле - плохо всё? И почему "товарка" не успокаивает её? Значит - знает, что той хреново, и что та просто красуется перед ней? Ну - и так далее.

Этот же диалог можно написать так, называя всё своими словами:

" ... ВЕРА. Плохо мне без него.
НАТАША. Конечно, без мужика-то в доме ой как плохо.
ВЕРА. Я ведь теперь ни ужин, ни обед не готовлю. Раньше готовила, для него, а сейчас - что? Себе одной варить - не собираюсь. Жирую, икру себе покупаю и ем.
НАТАША. Ой, Вера, понимаю. Тяжело тебе.
ВЕРА. Тяжело.
Плачет ..."
http://kolyadanik.livejournal.com/1157695.html
This page was loaded Aug 25th 2019, 4:34 pm GMT.